Обретение целостности

Йога

Как жить полной жизнью в своем теле — чувствовать его, понимать его потребности, радоваться ему и принимать боль, когда случается заболеть? Один из моих учеников сказал: «Я понял, что был головой без всадника. А теперь у меня появилось тело! И не только в спортзале, а в течение всего дня я про него помню и в нем живу!» Как жить полной жизнью в отношениях — с собой, близкими, коллегами? Нас редко учат обращать внимание на эмоции, понимать их причины, осознавать их. У меня есть ученица, которая работает в посольстве на телефоне. Это нудная работа, ей звонят с утра до вечера и задают одни и те же вопросы. Недавно она рассказала, что взяла себе за правило не отвечать на автопилоте, а сначала замереть и вернуть внимание в настоящее. 

Принципиальные различия

Второй способ управления вниманием состоит в том, что мы обращаем внимание на то, что внутри нас есть кто-то, кто направляет наше внимание на все эти объекты и ощущения. Некий центр управления полетом. И мы разворачиваем свое внимание на 180° с целью обнаружить этот источник нашего внимания. Тут пути различных духовных традиций начинают различаться по подходам и методам, а также по тому, как они называют этот источник и считают ли в принципе возможным по собственной воле осуществить такой поворот. Из самых знаменитых примеров можно упомянуть техники адвайты и метод самоисследования Рама-ны Махарши. Но похожие техники есть и в буддистской тантре, и в иранском суфизме.

Тут уже без «нецензурной» лексики вроде «сознания Свидетеля», «пробуждения», «Духа», «Источника» не обойтись, и здесь пути светских практик и духовных расходятся. Точнее, светские практики, весь маркетинг которых построен на строгом научном подходе и передовых исследованиях мозга, в эту зону просто не идут. И, наконец, в какой-то момент нашей практики мы вдруг обнаруживаем, что никакого Свидетеля нет. Никакого источника нет, и одновременно он везде, потому что нет никакого разделения. Есть сияющая светоносная пустотность, обладающая безграничным потенциалом энергии, каковой мы и являемся изначально. Внимание, направленное само на себя. Или, как говорят в дзогчен и дзен, чистейшее зеркало, отражающее само себя. Конечно, все эти слова плохо передают состояние, находящееся за пределами концептуального ума.

Если подвести итоги, то светские практики внимательности направлены на то, чтобы ваше «я» стало здоровее, энергичнее, добрее к себе и окружающим, счастливее, гармоничнее, в каком-то смысле эффективнее в социуме. А вот глубинный подход направлен на то, чтобы помочь вам вспомнить, что никакого вашего отдельного «я» вообще нет и никогда не было.

Нейронаука внимательности

Чтобы ответить на вопрос, нужна ли обычным людям светская практика внимательности и не профанация ли это, стоит обратиться к нейронауке. И тут выясняется много интересного. Для начала, сточки зрения современной нейронауки человек — это действительно внимание. Ведущий специалист в этой области нейропсихолог Энн Трейсман говорит, что «внимание лежит в основе всех важнейших функций человеческой психики. Благодаря ему мы растем, учимся, способны понимать других людей и строить отношения с ними. То, как вы разворачиваете свое внимание, на что его направляете, определяет то, какой жизнью и в какой реальности вы живете».

Дальше — больше: ученые выяснили, что человеческий мозг не прекращает свое формирование и развитие к 25 годам, а продолжает изменять структуру своих нейронных сетей в ответ на новый опыт. Этот феномен назвали нейропластичностью. В числе тех, кто его открыл, ученый из Университета Висконсин-Мэдисон Ричард Дэвидсон, большой друг Далай-ламы и первопроходец в деле исследования воздействия медитации на человеческий мозг. Дэвидсон и его коллеги — Антуан Лутц, Сара Лазар и многие другие — за последние 15 лет сделали много поразительных открытий.

Например, они выяснили, что внимание похоже на мускул — чем больше вы его тренируете, тем более сильным оно становится. Причем направляя внимание различными образами — наблюдая задыханием или во время практики любящей доброты, — вы активируете различные отделы мозга. Одно из самых важных изменений связано с тем, что практика внимательности существенно снижает активность миндалины — отдела лимбической системы, связанного со страхом и тревогой, вот почему практикующие медитацию меньше подвержены стрессу. При этом активность в префронтальной коре и гиппокампе — зонах, связанных с осознаванием собственного «я», принятием решений, способностью достигать целей, наоборот, усиливается.

Дэвидсон даже разработал специальные программы на основе различных практик внимательности для людей, страдающих астмой, депрессией и некоторыми другими заболеваниями, и говорит, что в результате 8-10 недель практики симптомы болезней практически сходят на нет. А Сара Лазар обнаружила, что у людей, занимающихся всего по часу в день светской формой практики мозг с возрастом не стареет: кора их мозга была столь же толстой, как и у непрактикующих членов контрольной группы, которые были моложе их на двадцать лет. Еще одно удивительное открытие сделал нейроученый Норман Фарб из Торонто. Он выяснил, что у людей есть два различных нейронных контура, которые работают во взаимоисключающих режимах. Первый — нарративный — отвечает за непрестанный внутренний монолог у нас в голове. Второй — прямого опыта — включается, когда мы возвращаем внимание в настоящее: на дыхание, телесные ощущения, пространство вокруг нас. Эти два контура задействуют различные отделы нашего мозга.

У обычных людей любое переживание текущего момента немедленно запускает нарративный контур — вот почему минуты присутствия и подлинной внутренней тишины так редки. Но оказалось, что практики медитации способны разделять работу этих контуров и могут надолго погружать в состояние внутреннего безмолвия, в котором рождаются настоящие озарения. На данный момент в мире ежегодно проводится около 1000 научных исследований воздействия практики внимательности на организм человека. Уже 8 недель практики по 30 минут в день существенно снижает уровень кортизола — «гормона стресса», усиливают способность к эмпатии, улучшают эмоциональное регулирование и исполнительные функции мозга.

А если учесть, что для практики внимательности не нужно вообще ничего — ни специального оборудования, ни компании, ни священных текстов, — вы просто возвращаете внимание в настоящее где бы вы ни находились, хоть на совещании, хоть за рулем, хоть на прогулке, — то неудивительно, что в США и Европе за последние 10 лет случилась настоящая «революция внимательности».

Это интересно

8 недель практики по 30 минут в день снижают уровень кортизола — «гормона стресса», усиливают способность к эмпатии, улучшают эмоциональное регулирование и исполнительные функции мозга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *