Практика внимательности

Йога, релакс

Восемь лет назад в моей жизни случился кризис. Сколько я себя помню, меня всегда интересовали два вопроса: «Кто я?» и «Что там, за умом?» Перепробовав множество практик медитации в различных традициях и объездив полмира в поисках учителей, я уже довольно долго практиковала в традиции тибетского буддизма. И вот тут-то меня настигло понимание, что за все эти годы, старательно изучая техники, подходы и философские системы, я ни на шаг не приблизилась к ответу на свои вопросы. Все заслуживавшие доверия духовные учителя утверждали, что отдельное «я» — это иллюзия. Что в результате подлинной практики медитации мы должны обнаружить, что мы — это чистое, безграничное сознавание, никогда не рождающееся и не умирающее. 

Искусство быть собой

Я была вынуждена признать, что по-прежнему разделена: «я» — тут, внутри тела, усердно работаю над собой и медитирую по часу перед работой, а мир по прежнему -«там». Я чувствовала, что в происходящем есть какой-то подвох, что от меня ускользает какое-то глубинное понимание, без которого практика никогда не даст нужных плодов. Вдобавок ко всему я видела, что, пока я сижу дома на подушке для медитации, я действительно спокойна и радостна, а мир кажется вполне гармоничным. Но стоило мне оказаться на работе, и спустя несколько часов от моего душевного спокойствия оставались лишь воспоминания. И тогда я решила бросить формальную практику и жить текущим моментом, проживая его настолько полно, насколько это возможно: выглянуло солнце — спасибо, пропустили в пробке — чудо. А спустя полгода я встретила просветленного мастера, у которого учусь и по сей день. Мастер учил практике внимательности.

«Ты — это внимание, — сказал мастер во время нашей первой встречи. — Человек становится тем, куда направлено его внимание. Внимание всех людей с детства направлено во внешний мир или на ум — эмоции, мысли, и поэтому они теряют себя в уме и во внешнем мире. Вы даже тело свое не знаете, в нем совсем мало внимания. От этого все болезни и страдания. Для того чтобы ответить на вопрос «Кто я?», ты должна научиться возвращать свое внимание из внешнего мира и из ума и направлять его на не-ум, на свою изначальную природу». Это было так просто и так ясно — куда направляешь внимание, тем и становишься! В тот миг пазл сложился, и я поняла, что было не так со всеми моими практиками: делая их, я по-прежнему оставалась в пространстве ума. Это мой ум начитывал мантры и визуализировал йидамов — просветленных существ. Никто и никогда не показывал мне метод, как по собственной воле в любой момент найти осознавание, направить на него внимание и пребывать в этом состоянии естественно.

Мастер сказал слова, которые окончательно убедили меня учиться у него: «Только одному проценту людей кармически подходит монастырская жизнь. Все остальные могут и должны пробуждаться в миру. Ты должна узнать себя как свет, а потом привнести этот свет в свою обычную жизнь — рожать и воспитывать детей, работать, заниматься бизнесом. Мир начнет меняться, когда мы перестанем бежать из него в пещеры и будем готовы наполнить его своим внутренним светом».

Погружение

Метод, которому учит мастер, — это, конечно, глубинное погружение. Для тех, кто обращается к практике медитации не для того, чтобы снять стресс или успокоить нервы, а в поисках пробуждения. Когда же два года назад я приехала учиться в США, то с удивлением обнаружила, что Америка буквально помешана на какой-то mindfulness meditation — ежегодно практиковать начинают 1,5 млн американцев, — что в переводе оказалось тоже практикой внимательности, но в гораздо более простом, светском ее варианте.

В чем же основное отличие светского формата практики внимательности от хардкор-дхармы? Нужна ли она обычным людям, не йогам и не монахам, и не профанация ли все это? Чтобы ответить на первый вопрос, нужно понимать, как работает наше внимание. У нас есть всего три способа управлять им. Первый — мы можем направить его на некий объект, чувство, мысль, ощущение. Как правило, мы делаем это на автопилоте, вообще не осознавая, что направляем свое внимание куда-либо. Например, чтобы сейчас читать эти слова, вам нужно было направить ваше внимание на журнал, взять его в руки, открыть и направить внимание на текст. И скорее всего, все эти действия вы выполнили механически. Когда мы годами живем на автопилоте, а наше внимание направлено вовне, мы в буквальном смысле слова не в себе. Поэтому мы выматываемся, чувствуем себя опустошенными и болеем. Базовый механизм управления вниманием состоит в том, чтобы начать управлять им осознанно. Научиться возвращать его в настоящий момент и направлять по собственной воле на те телесные ощущения, эмоции и мысли, а также объекты и события вокруг нас, которые мы сами выбираем здесь и сейчас.

В различных духовных традициях уделяется огромное внимание этому простому навыку. Хатха-йога — это осознанное возвращение внимания в физическое тело. Буддистская шаматха также учит по собственной воле удерживать внимание на определенном объекте или на открытом пространстве в случае безъобъектной практики. Этому же учат все традиционные практики концентрации — на мантре, свече, молитве, четках, дыхании, шагах. Есть даже такое классическое наставление: «Привяжи дикого слона своего ума к неподвижном столбу объекта медитации при помощи веревки внимательности».

И на этом этапе светские практики и духовные почти не отличаются друг от друга в смысле техник, но отличаются сопровождающим их контекстом: в американской «Программе снижения стресса на основе практики внимательности» (Mindfulness-based stress reduction) вам будут больше рассказывать о нейронауке и физиологии стресса, а на занятиях дзенской медитацией будут говорить о пути освобождения от иллюзий и об отсутствии отдельного «я». Но и там, и там предложат направить внимание на дыхание и просто наблюдать за ним, расслабленно, без суждений и ничего не ожидая.

Это интересно

Ученые выяснили, что человеческий мозг не прекращает свое формирование и развитие к 25 годам, а продолжает изменять структуру своих нейронных сетей в ответ на новый опыт. Этот феномен назвали нейропластичностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *